1.1. Компания Cummins — №1 в мире независимый производитель дизельных двигателей по количеству выпускаемых двигателей.
ISF2.8 — четырехцилиндровый дизельный наддувный двигатель, производящийся на китайском заводе BFCEC
Это не китайский мотор, как некоторые думают, производящийся по лицензии. Это самый настоящий Камминс, только производится он для локальных рынков, поэтому в Штатах о нем могут, особо, и не знать.
Beijing Foton Cummins Engine Company — совместное предприятие Cummins и Foton. В данном случае, вся стратегия, политика, разработки, технологии остаются за Камминс, а производственные мощности за Фотоном.
1.2. Данный мотор был разработан в США. Ходит теория, что объем 2.8 литра это половинка от V-образного двигателя, предназначавшегося для Nissan Titan (Cummins ISV). Но 100%-го ответа не даст никто.
Основная задача этого мотора — быть максимально дешевым в производстве и, при этом, эффективным. Отсюда выливаются все его минусы: все лишнее, удорожающее и усложняющее конструкцию было выпилено.
А вот с ценой у Камминз все получилось, это видно по количеству этих двигателей, бегающих по дорогам РФ).
1.3. Обозначение, которое могут видеть на табличке двигателя владельцы ГАЗелей: ISF2.8s4129T расшифровывается следующим образом:
IS — interact system. По-простому — двигатель с электронной системой управления для автомобильного применения. Существует еще QSF2.8 — это двигатель с электронной системой управления, предназначенный для стационарных установок (как правило, дизель-генераторы).
F — Название платформы (линейки двигателей).
2.8 — как не сложно догадаться, рабочий объем в литрах.
S4 — Stage 4 (Экологический класс, Евро-4 по-русски).
129 — Номинальная мощность двигателя в л.с.
T — Truck. Для применения на грузовиках, полной массой свыше 3500 кг. Тут тема больше связана с сертификацией.
1.4 ISF2.8 продукт нишевый. Основные рынки потребления для него это Китай (в основном Foton) и Россия (группа ГАЗ). Вроде как, еще немного шло в Южную Корею и Южную Америку.
1.5 Мощностной ряд:
На картинке вы можете видеть весь доступный мощностной диапазон данного мотора.
Красным выделены 3 основные калибровки:
— первая 161hp@360Nm используется на Foton Tunland.
— Вторая 129hp@310Nm — стандартная для ГАЗелей Евро-4. Правда, могут еще дополнительно ограничивать момент на первых 3-х передачах.
— Третья 148hp@360Nm — то, что предлагает 99,9% чип тюнеров.
1.6. Техническая спецификация на ГАЗелевский мотор.
2.1. Для начала небольшое отступление. Напомню, что на данный момент в РФ и таможенном союзе действует экологический класс 4 (Евро-4). Для достижения ЭК-4 требуется дополнительная система нейтрализации отработавших газов.
Уровень Евро-3 и ниже достигается рабочим процессом двигателя, поэтому там не требуется доп. систем очистки ОГ.
В настоящее время существуют две основных типа систем нейтрализации отработавших газов (ОГ) — EGR (рециркуляция) и SCR (впрыск AdBlue). У каждой есть свои плюсы и минусы, но сейчас не об этом.
Суть системы EGR в том, что часть отработавших газов она возвращает во впуск, таким образом снижая температуру рабочего процесса (параллельно и его эффективность, увеличивая расход топлива), а вместе со снижением температуры рабочего процесса снижается и количество оксидов азота NOx (NO+NO2), но при этом в обратной пропорциональности растет количество твердых частиц PM, которые мы улавливаем сажевым фильтром.
2.2. Основные калибровки, которые знает народ, это сток 129л.с./310Нм, 148л.с./360Нм — что в основной массе и предлагают чип тюнеры, 161л.с./360Нм для Foton Tunland.
2.2.1. Сток 129 л.с.@ 310 Нм, который у большинства идет с завода.
2.2.2. Сток 148 л.с. 360 Нм. Эта калибровка никогда не шла официально для ГАЗовских моторов, тем не менее, она одна из базовых для этого двигателя.
2.2.3. Сток для Foton Tunland. Здесь уже 161л.с. при том же максимальном моменте 360Нм.
2.3. График максимального крутящего момента и мощности.
На графике видим:
— что калибровка на 150 л.с. становится мощнее калибровки на 129л.с. только после 1600 об/мин. До этого времени они абсолютно одинаковы, но потом разница очень ощутима.
— калибровка для Фотона на 163л.с. немного мощнее, чем на 150 л.с. в начале до 1800об/мин, потом мощность/момент равны до 2600 об/мин, и после 2600 опять мощнее.
3. Что по расходу топлива? Рассмотрим только 129 л.с. (Е-4) и 148л.с. (Е-3).
Для этого откроем таблицы цикловых подач и сравним их.
Сверху чёрным цикловые для 129л.с. Е-4;
Снизу синим для 148 л.с. Е-3
По основным цикловым подачам видно, что до 2200об/мин калибровка на 148 л.с. Е-3 будет экономичнее.
3.1 В системе управления двигателя ISF2.8 на базе блока CM2220 возможна реализация до 5 впрысков топлива за цикл: 2 пилотных, 1 основной и 2 пост. Но реально используется только 2: пилотный и основной.
График цикловой подачи пилотных.
Сверху для 129л.с. Е-2 Снизу для 148 л.с. Е-3
Можно заметить, что на холостом ходу мотор Евро-3 будет экономичнее (см. подачи выше красной линии).
4. C 2015 года, ГАЗель NEXT пошла изначально с завода с прошивкой на 148 л.с., но крутящий момента слабый из-за КПП. Вместо 148hp/360Nm, сделали 148hp/330Nm.
Абсолютное значение максимальной мощности действительно то же, но на остальных режимах.
Посмотрите внимательно на сравнительные графики полноценной прошивки 148 сил и урезанной версии:
Выделенное серым мы теряем на переходных режимах
А сейчас расскажем о возможных настройках двигателя в программе Cummins Insite.
Это сервисная программа с user-friendly интерфейсом и сломать/испортить двигатель через нее решительно невозможно. Возможности ее довольно обширны, но сейчас расскажу про раздел "Функции и параметры".
3.1. Функции и параметры.
— Идентификатор системы и паспортная табличка.
Тут, как понятно из описания, настраивается (если это позволено калибровкой) описание двигателя: модель, мощность, название ТС и т.д.
— Блокировка стартера: Во всех ГАЗелях она включена. Суть в том, что при заведенном моторе, стартер не будет включаться, чтобы избежать его поломки.
— Взаимодействие круиз-контроля и моторного тормоза: Это для отключения круиза при нажатии на педаль "горного" тормоза, другое дело, что этой заслонки на выпуске в ГАЗелях никогда не было, но функция в ЭБУ такая имеется.
— Защита трансмиссии.
Для многих это будет интересно.
На автомобилях до 2015 года, с завода шло ограничение по максимальному крутящему моменту на первых трех передачах: 255, 300 и 255 Нм. Сделано это было для продления ресурса КПП в ущерб тяге и динамике. Но вы легко можете отключить эту защиту, всего лишь нажатием одной кнопки.
Как ЭБУ определяет на какой вы передаче? Очень просто — передаточные отношения известны и он сопоставляет скорость двигателя и скорость ТС.
— Источник сигнала скорости ТС: на современных машинах ЭБУ берет скорость из разных источников, например тахограф или коробка передач и т.д.
Здесь (в ГАЗелях) реализован простейший алгоритм: число импульсов на пройденное расстояние. Все просто — вбивается длина окружности колеса, передаточное число заднего моста и число импульсов. Таким образом ЭБУ высчитывает скорость ТС, а потом отправляет ее на приборную панель.
То есть эту скорость элементарно можно подкрутить в какую-либо сторону. Ну и когда меняешь главную пару, редуктор, размер колеса тоже все просто настраивается.
— Настройки круиз-контроля: максимальная скорость на круизе и спады верхний/нижний.
По макс. скорости все понятно, а вот спады это интереснее. Это заданные превышения по максимальной и минимальной скорости. В идеале понятно, что должно быть ноль. Но на практике ставят 1-2 км/ч т.к. это влияет на расход топлива.
— Мультиплексирование J1939.
ГАЗель она теплая и ламповая техника, все сделано по аналоговому подключению, т.е. для каждой функции идет свой отдельный провод, на современной технике большая часть функций подключена, так называемым, мультиплексным типом подключения, т.е. по CAN-шине, где только 2 сигнальных провода и 2 провода питания.
Все эти функции можно сделать по мультиплексингу.
— Нагреватель впускного воздуха: вкл/выкл подогревателя во впускном коллекторе. По умолчанию включен.
— Настройка переключателя круиз-контроля: тут схема работы кнопки.
— Настройка форсунок: тут прописываются коды форсунок.
— Останов при работе на холостом ходу.
Реализована функция выключения двигателя на ХХ: выставляете время, через которое двигателя заглушится и пороговое значение нагрузки.
— Отбор мощности: это именно те самые регулируемые обороты холостого хода, управляемые рычагом круиза.
На самом деле все довольно просто.
Изначально это функция для отбора мощности двигателя, например приводной насос или что-либо еще, когда нам требуется поднять обороты двигателя. Но ГАЗелисты используют эту функцию для прогрева.