Борьба за чистоту окружающей среды – движущая сила многих изменений, произошедших в автомобильном мире за последнее десятилетие. Вот и появление новой технической жидкости, мочевины AdBlue, было обусловлено внедрением очередных экологических стандартов.
Совершим небольшой исторический экскурс. Для чего понадобилась мочевина? Пока действовали нормы Евро-4, содержание вредных веществ в выхлопных газах до предписанного уровня успешно понижала система EGR, но с ужесточенными требованиями Евро-5 она просто перестала справляться. Решить проблему помогла инновационная система очистки выхлопов Selective Catalytic Reduction, кратко SCR – с раствором карбамида в качестве реагента.
Заливная горловина с синей пробкой на дизельных автомобилях сначала вызывала недоумение, потом интерес. Интенсивный обмен мнениями привел к возникновению разнообразных слухов, мифов и рекомендаций, как избавиться от дополнительной статьи расходов: отключить мочевину, залить что-то другое, разбавить и так далее. Не обошлось и без выброшенных на рынок подделок. Но затем ситуация стабилизировалась, и применение AdBlue со временем стало привычным.
EGR и SCR – в чью пользу сравнение?
EGR и SCR – две совершенно разные технологии.
- Система EGR основана на дожигании выхлопных газов, вторично поступающих во впускной коллектор: соответственно, необходимость очистки выхлопов дополнительной нагрузкой ложится на двигатель. Важнейшим элементом служит сажевый фильтр; частицы сажи оседают на нем и сжигаются, когда выхлопная система прогревается до нужных температурных значений. Существенный недостаток Exhaust Gas Recirculation, особенно в российских условиях – повышенная чувствительность к некачественному дизельному топливу, а заодно и моторному маслу. Достаточно один раз залить в бак топливо с избытком серы, чтобы каталитический конвертер забился и вышел из строя.
- Система SCR мотор не перенапрягает; ее задача – обеспечить впрыскивание 32,5% водного раствора карбамида в выпускной коллектор. Выхлопные газы вместе с мочевиной попадают в катализатор, там оксид азота разлагается на безопасные составляющие: азот и воду (в виде пара). Очищенный выхлоп спокойно проходит проверку по экологическим нормативам.
Для соблюдения требований Евро-5 большинство автомобильных производителей стали устанавливать на транспортные средства систему SCR – но не без исключений. Так, шведская компания Scania осталась верна EGR и даже бросила массу ресурсов на разработку усовершенствований для этой системы. В чем причина такого решения? Как утверждают аналитики концерна, применение SCR вводит владельцев грузовой техники в большие расходы, поскольку мочевина ADBlue нужна постоянно, а стоит она довольно дорого. Плюс, технология SCR позволяет мотору работать даже в том случае, когда запас раствора в баке закончится – то есть, отработанные газы могут выбрасываться в окружающую среду без очистки. Какие уж тут нормы Евро-5, до Евро-2 бы дотянуть; а реальный стимул своевременно доливать реагент у водителей отсутствует.
Утверждения вроде бы логичные, но весьма спорные. Замена каталитического нейтрализатора для EGR выйдет дороже, чем покупка раствора мочевины, а «убить» эту необходимую деталь системы рециркуляции проще простого: заправиться дизтопливом с повышенным содержанием серы, что на АЗС в России далеко не редкость. Причем меняют нейтрализатор ответственные владельцы дизельной техники – а безответственные просто снимают или пробивают его; аварийный сигнал на панели гасится каким-либо кустарным способом, и автомобиль эксплуатируется дальше.
Вывод прост: финансовые преимущества EGR перед SCR относительны, а «обойти» с равным успехом можно обе системы. По крайней мере, в государстве, где экологический контроль над автотранспортом весьма далек от совершенства.
AdBlue может быть только фирменной
Если какой-то товар высоко востребован – рано или поздно на рынке появляются его аналоги кустарного производства, маскирующиеся под самыми разными брендами. Так произошло и с мочевиной: карбамид как химическое вещество легкодоступен, и цена его невысока. Но проблема в том, что реагент для SCR – состав идеальной очистки, пропорции мочевины и деминерализованной воды в нем строго рассчитаны. Подобный раствор не изготавливается «на коленке», так что задешево купить возле трассы можно только подделку, даже если продавец будет уверять, что это сертифицированная продукция. А использование некачественной мочевины чаще всего заканчивается неисправностью датчиков.
- Есть уникальная торговая марка AdBlue, зарегистрированная VDA – немецкой Ассоциацией автомобильной промышленности.
- Есть стандарты – DIN 70070 и ISO 22241, – где четко прописаны ТУ на производство раствора мочевины для SCR.
- Только те реагенты, что изготовлены по стандарту, могут именоваться AdBlue и эффективно применяться.
В самом начале, в период внедрения системы SCR и дефицита мочевины, многие водители и владельцы автопарков имели неприятности из-за приобретения растворов низкого качества. Теперь никаких проблем нет, сертифицированная жидкость AdBlue продается повсеместно, да и цена ее не сказать чтобы «кусается». При оптовых поставках один литр мочевины обходится в 20-30 рублей; грузовой автомобиль с SCR расходует порядка 1-1,5 литров реагента на каждые 100 км, легковой – еще меньше. Простой подсчет покажет, что затраты на сертифицированную мочевину составляют весьма небольшую часть от эксплуатационных расходов в целом. Особенно если хозяева автотранспорта закупают техническую жидкость оптом и в нужных количествах, чтобы не было необходимости дозаправляться на маршруте «AdBlue» сомнительного происхождения и рисковать исправностью двигателя.
Последствия отключения мочевины
Если дорого и неудобно пользоваться – нельзя ли отключить? Такая идея возникла почти одновременно с внедрением SCR в российскую практику, став закономерным итогом высокой стоимости и недостаточного количества AdBlue на рынке. Кое-кто из водителей даже пробовал заполнять бак не реагентом, а дистиллированной водой, и вроде как при этом ничего не менялось: ни мощность движка, ни показания на приборной панели. Но большинство автовладельцев все же покупались на другое предложение: установку эмулятора, имитирующего подачу мочевины. Несмотря на откровенную кустарность и дороговизну таких услуг, они быстро набрали популярность.
На самом деле, если автомобиль с SCR долгое время эксплуатируется без реагента, негативные изменения все же происходят. Да, мотор тянет нисколько не хуже и потребляет топлива не больше, чем с AdBlue, но…
- Автомобиль с «переделанным» модулем мочевины автоматически снимается с заводской гарантии, и любой обнаруженный брак становится личной проблемой владельца.
- Подмена нормально работающего модуля SCR на эмулятор рано или поздно провоцирует сбои при бортовой диагностике, после чего о качественном сервисном обслуживании техники придется забыть навсегда.
- Несанкционированная прошивка, ошибки в работе программно-аппаратного диагностического комплекса крайне усложняют продажу транспортного средства на вторичном рынке.
- Как показала практика, «вроде бы нормально работающий» движок при отключенной мочевине (или заливке в бак ее некачественных аналогов) все же изнашивается намного быстрее, и экономия на AdBlue оказывается сплошной фикцией: новый двигатель стоит дороже, чем запас реагента.
Очевиден и тот факт, что отключение мочевины отбрасывает экологические характеристики двигателя на уровень Евро-2. Контроль над соблюдением норм в России поставлен спустя рукава, но даже если состояние окружающей среды не слишком заботит владельцев дизельной автотехники, риск нарваться на штраф и понести убытки все равно остается.
Некоторые перспективы
Что технология SCR пришла на рынок всерьез и надолго, было ясно уже в период действия стандартов Евро-5. Сейчас вообще не осталось никаких сомнений: если раньше должную чистоту выхлопных газов могла обеспечить какая-то одна система, то соблюсти предельно ужесточенные нормативы Евро-6 реально только при совместном использовании EGR и SCR. Так что поставки мочевины AdBlue будут расти, как и число сертифицированных продавцов, а цены в силу конкуренции – снижаться.
Вероятно, всего через несколько лет заправка бака мочевиной и контроль над ее расходом станут такими же привычно-автоматическими действиями, как и аналогичные действия с дизтопливом.