Сегодня природный газ в качестве автомобильного топлива стал равноправной заменой нефтепродуктам. Среди его очевидных преимуществ - высокая экологичность, отличные антидетонационные характеристики и ценовая доступность. Помимо прочего, использование газомоторного топлива (ГМТ) позволяет избежать нагара на свечах и деталях поршневой группы, делая работу двигателя более "мягкой" и в 1,5-2 раза увеличивая его рабочий ресурс.
Технологические особенности отдельных видов ГМТ
По способу получения и химическому составу автомобильное ГМТ разделяют на:
1. Сжиженный природный газ (по международной классификации - LNG).
Топливо данного класса (СПГ) получается в процессе охлаждения натурального газа до температур порядка минус 160o С. При этом газообразный продукт сжимается в 600 раз относительно исходного объема и вдвое уменьшается в весе. По химическому составу СПГ на 85-90% состоит из метана, среди остальных компонентов - бутан, этан, азот и пропан. Топливо закипает при минус 158-163o С, минимальная теплота его сгорания 20 МДж/л или 50116 кДж/кг.
2. Компримированный природный газ (CNG или КПГ).
Химически КПГ представляет собой чистый природный метан, сжатый в компрессорной установке до давления 200-250 бар, то есть до 196-245 кг/см2. Примечателен своей высокой экономичностью и энергетической отдачей.
3. Сжиженный попутный нефтяной газ (LPG, СУГ или "пропан-бутан").
Имея в составе пропан, Н-бутан и изобутан в смеси с другими горючими компонентами, СУГ производится путем ректификации фракции легких углеводородов. Здесь газовая смесь сжижается под давлением и в готовом виде имеет температуру кипения порядка минус 50o С. Помимо применения в качестве автомобильного горючего, пропан-бутан используется в химической промышленности в виде органического сырья.
4. Синтезированный природный газ (SNG).
Этот продукт получают путем смешения природного газа с воздухом до получения теплотворной способности, равной характеристикам метана. SNG производят на специальном технологическом оборудовании, называемом смесительными системами. Повсеместное применение SNG как топлива имеет благоприятные перспективы не только в автомобильной технике, но и в системах промышленного газоснабжения, отопления и т. п. Важно, что одномоментный переход с одного энергоносителя на другой происходит практически незаметно для потребителя.
Отечественные газозаправочные станции, как правило, предлагают автомобилистам КПГ (метан) и СУГ (пропан-бутан), пп. 2 и 3.