1Экономия топлива
Все, кто имеет хоть какое-то отношение к моторной технике, знают: дизельный агрегат намного менее «прожорлив», чем бензиновый ДВС, а причина тому – в нюансах получения энергии. Возьмем один и тот же объем топлива для дизеля и бензинового мотора и зададимся вопросом, какой его процент перейдет в энергию при сжигании? В первом случае результат составит 45-50%, а во втором – всего лишь 30%. Другими словами, 70% бензина, который заливается в бак автотранспорта, сгорает без всякой отдачи.
Еще нюанс: разница в степени сжатия. У бензиновых моторов этот параметр ниже, у дизелей – выше; соответственно, топливо быстрей воспламеняется, и двигатель характеризуется более высоким КПД.
И, наконец, скажем пару слов о дроссельной заслонке впускного коллектора: в ДВС на бензине она обычно есть, а в дизельных двигателях ее обычно нет. И, как следствие, нет энергетических потерь на всасывание воздуха для образования топливовоздушной смеси.
2 Повышенная надежность
Если сравнить данные за последние полвека с хвостиком, то дизельные ДВС однозначно реже выходят из строя и служат дольше бензиновых аналогов. В чем дело? В первую очередь в том, что система зажигания бензинового агрегата нуждается в подаче высокого напряжения, а такая линия неизбежно «фонит» – и электронная часть страдает от электромагнитных помех. С дизелями подобной проблемы не существует, что продляет срок их работы.
Плюс, элементы дизеля изначально обладают бо́льшим запасом прочности: как уже было сказано, степень сжатия-то выше. Неудивительно, что отыскать дизельный автомобиль- ветеран, откатавший порядка миллиона километров, довольно легко, в то время как машины на бензине с таким же «послужным списком» являются редкостью.
Справедливости ради заметим, что до того момента, как дизели стали оснащаться турбинами, камнем преткновения оставалась их малая литровая мощность. Но грамотное техническое решение сняло все вопросы, и сегодня дизельные силовые агрегаты с турбонаддувом не уступают бензиновым моторам аналогичного объема, а то и дают им фору. Инновационные технологии вообще позволили если не убрать, то свести к минимуму львиную долю значимых недостатков дизельных двигателей.
3Автоматическое горение
Чтобы сжигать бензиновое топливо в камере сгорания, требуются свечи зажигания, генерирующие искру. Чтобы свечи зажигания работали, они должны быть подключены к линии высокого напряжения. Совет «поменяй свечи!» знаком каждому владельцу бензинового авто, это приходится делать через каждые 30-60 тысяч километров пробега. Да и высоковольтные провода имеют свой ресурс, не сказать, чтобы сильно большой – и все это ведет к регулярным расходам.
Дизельные ДВС работают по-другому. Да, они тоже четырехтактные, но дизтопливо горит автоматически, соприкасаясь с сильно сжатым раскаленным воздухом, без помощи каких- либо дополнительных элементов. Дизелю не нужны ни свечи, ни высоковольтные кабели, что снижает затраты на его обслуживание.
4 Цена солярки
Сейчас это, конечно, момент очень спорный: дизтопливо на российских заправках стоит дороже бензина, в европейских государствах практически та же картина. Причин тому много: высокий спрос, необходимость тщательной очистки в связи с ужесточившимися экологическими требованиями, искусственный дефицит и т.п. Остается уповать на стремительно развивающиеся технологии и надеяться, что соотношение цен бензин/солярка если не качнется в прежнюю сторону, то хотя бы обретет баланс.
Но! Не надо забывать, что, к примеру, на полусотне литров дизтоплива машина уедет значительно дальше, чем точно такая же машина на полусотне литров бензина. А значит, дизель все равно будет выгоднее.
5Стоимость владения
В подсчете стоимости владения автотехникой учитываются все ресурсы, затраченные на транспортное средство его владельцем – в силу необходимости, а не по капризу, конечно. Ключевое слово здесь «все»: да, техническое обслуживание и ремонт дизеля в случае поломки встанут дороже, чем бензинового автомобиля, иногда и значительно. Но этот минус с лихвой компенсирует плюс, выражающийся в том, что дизельные машины намного медленнее теряют рыночную стоимость, особенно в период возрастания спроса. У них не так быстро изнашиваются и реже требуют замены узлы и детали, соответственно снижаются целевые затраты и продляется срок службы.
Потому, если машина нужна не на полгода до замены, а хотя бы на пять и более лет, в совокупности владеть дизелем дешевле. Другое дело, что при покупке придется заплатить больше, чем за авто на бензине, но это опять-таки со временем покрывается разницей в расходе топлива, помноженной на пробег.
6 Безопасность
Факт, что солярка безопасней бензина в плане легкого возгорания, давно доказан. Дизельное топливо обычно не вспыхивает даже при значительном тепловом воздействии, это раз, и не образует таких легковоспламеняющихся паров, как бензин, это два. Так что риск возникновения пожара из-за неисправности или в ситуации утечка топлива плюс искра однозначно снижается.
То же самое можно сказать и о ДТП: при попадании в аварию дизельные машины загораются намного реже, чем оснащенные бензиновым силовым агрегатом.
7«Чистый» выхлоп
Если сравнить, сколько окиси углерода – в просторечье именуемой угарным газом – генерируют дизели и движки на бензине, то первые окажутся в гораздо более выигрышной позиции. Не зря дизельные мини-электростанции популярней бензиновых генераторов, а в замкнутых пространствах, к примеру, в шахтных забоях, на подводных лодках, на производствах, требующих изоляции от внешней среды, используют исключительно агрегаты на дизтопливе: ради безопасности людей.
Это не значит, что выхлопами дизеля можно дышать без вреда для организма, окись углерода в них присутствует, просто концентрация ее меньше, чем в отработанных газах бензиновых ДВС. И если оставить дизельный автомобиль с работающим мотором в маленьком хорошо закрытом гараже, количество угарного газа вполне может стать достаточным для серьезнейшего отравления.
8 Энергичные турбины
Турбо технологии активно внедряются в жизнь, моторы с турбонаддувом с потрясающей скоростью вытесняют атмосферные движки. Пожалуй, скоро автомобилей без турбин не останется вообще.
И здесь надо отметить, что энергию для вращения турбинных лопастей дают выхлопные газы, которых дизельный ДВС производит значительно больше, чем бензиновый аналог. Что из этого следует? Очевидный вывод: турбокомпрессор дизеля будет выдавать отличную мощность значительно раньше ДВС на бензине, начиная с низких оборотов.
9 Альтернативное топливо
В принципе, работать на других – синтетических – видах топлива могут и дизельные, и бензиновые силовые агрегаты. Но движок, изначально рассчитанный на бензин, перед этим придется существенно модифицировать, внести конструктивные изменения, иначе он прослужит крайне недолго.
Дизельные машины в серьезных преобразованиях не нуждаются, достаточно залить в бак синтетическое топливо и завести мотор. Сейчас ведутся разработки биотоплива на основе биобутанола, которое подойдет для бензиновых двигателей без модификаций, но это все- таки дело будущего. Дизели же готовы к топливным экспериментам в любой момент.
10 Умеренный нагрев
Чтобы достичь определенной мощности, дизельному движку нужно меньше горючего, чем аналогичному по характеристикам бензиновому мотору – благодаря большой степени сжатия и другим особенностям конструкции; разница составляет порядка 40%. Меньше истраченного топлива означает меньше тепла, выделяемого при его сжигании, и умеренный в сравнении с ДВС на бензине нагрев агрегата. А также, напомним, именно потому, что солярка как топливо нуждается в значительном сжатии, вероятность ее самовозгорания в двигателе весьма низка.
11Срок эксплуатации
Возьмем два заведомо качественных двигателя внутреннего сгорания, схожих по параметрам: дизельный и бензиновый. Поместим их в примерно равные условия эксплуатации. Дизель прослужит вдвое дольше бензинового «собрата». Секрет мы уже раскрывали выше: в силу конструктивной специфики, в элементы дизеля еще на проектном этапе закладывается увеличенная прочность, а значит, и ресурс. Ну и любой автомобилист подтвердит, что в качестве смазки солярка куда эффективней бензина, следовательно, трущиеся детали меньше подвержены износу. Разумеется, чтобы служить долго, дизельный мотор должен регулярно получать недешевое техобслуживание, но расходы на него компенсируются вышеупомянутым двойным ресурсом.
12 Крутящий момент
На низких оборотах дизели однозначно лидируют, крутящий момент у них здесь намного больше, и техника способна переносить значительные нагрузки без форсирования движка и лишнего расхода горючего. Так что традиция оснащать дизельными двигателями тракторы, бульдозеры, экскаваторы и прочую технику дорожно-строительного и сельскохозяйственного назначения – всего лишь дань рациональности.
У ДВС на бензине крутящий момент невелик, зато мощность высока. Вроде бы это солидный аргумент в пользу бензиновых агрегатов? Раньше – да, сейчас – нет, поскольку достаточно использовать в дизельном моторе турбину, чтобы разница исчезла, и работающие на дизтопливе двигатели удовлетворили самым придирчивым запросам, в том числе и по мощностным характеристикам.
Вам может быть интересно: