Facebook
 
Цена:
   р.
Выберите категорию:
Производитель:
Новинка:
Спецпредложение:
Результатов на странице:
Главная \ Статьи \ О чем сигнализирует дым при работе дизельного двигателя

Дизельный двигатель

← Предыдущая Следующая →
0
5351
О чем сигнализирует дым при работе дизельного двигателя

Опытный механик или автовладелец может «ставить диагноз» технике не только после тщательной диагностики с применением специального оборудования. Нередко точные выводы о неисправности делаются по внешним признакам – например, по цвету выхлопных газов. Оттенок может сигнализировать о плохом качестве топлива, поломке деталей, неправильной регулировке. Рассмотрим, что может «рассказать» о работе дизельного двигателя цвет дыма и как можно быстро справиться с обнаруженными неисправностями.

Почему дизель дымит черным

Черные выхлопные газы свидетельствуют о том, что топливо сгорело не до конца. Это может происходить в двух случаях: если горючего переизбыток или если для горения не хватает кислорода (поступающего в двигатель воздуха).

В камеру сгорания поступает больше топлива, чем нужно, когда:

Черный дым
  • произошел износ форсунок;
  • вышел из строя регулятор оборотов ТНВД;
  • неграмотно отрегулирована подача топлива ТНВД.
  • Остановимся подробнее на каждом пункте.

При износе форсунок игла плунжерной пары перестает плотно садиться в гнездо, при этом снижается давление, обеспечивающее поднятие этой иглы. В результате в цилиндры попадает лишний объем топлива, вид которого также не соответствует требованиям. Вместо «тумана» оно подается каплями, для нагрева и сгорания которых требуется больший промежуток времени.

Но все становится сложнее, когда из-за износа из строя выходит топливный насос. Это происходит по причине того, что трение элементов внутри конструкции происходит без достаточной смазки. Ее роль обычно играет только дизельное топливо, не обладающее необходимыми смазочными способностями. В результате детали истираются и происходит поломка.

Процесс выглядит следующим образом. Нажатие на педаль газа сдвигает внутри ТНВД рычаг. Казалось бы, при этом должен увеличиться объем подачи топлива. Но этого не происходит, так как всережимный регулятор оборотов фиксирует опору, на которую опирается рычаг, в определенном положении. Следовательно, одномоментно увеличить подачу топлива не выйдет – это возможно только в том случае, если правильно настроен регулятор оборотов. Пока он исправен, резкое нажатие «на газ» позволит автомобилю тронуться с места, при этом из выхлопной трубы появляется серый дым. Но если регулятор изношен, попытка резко тронуться с места вызывает хлопок дыма черного цвета.

Как отрегулировать объем подачи топлива на ТНВД? Есть два вида регулировки: грубая и тонкая. Первую производят путем настройки специального винта. Если его завинтить, то объем подачи горючего увеличится. При этом также произойдет увеличение оборотов холостого хода, для уменьшения которых можно прикрутить отдельный винт, который отвечает за регулировку этих оборотов. В результате такой настройки увеличится мощность двигателя, о чем просигнализирует появившаяся в выхлопных газах чернота. Ее будет еще больше, если винт закрутить еще сильнее.

Тонкая регулировка происходит автоматически при каждом нажатии на педаль газа.

Потемнение дыма может вызвать и недостаток воздуха, поступающего в двигатель. Если выразиться точнее, то выхлопные газы становятся не черными, а темно-серыми.

Дефицит воздуха может быть вызван различными причинами:

  • замусоренный воздушный фильтр;
  • уменьшенные тепловые зазоры в газораспределительных клапанах;
  • сбой работы дроссельной заслонки или системы EGR (при наличии);
  • изношенная или неисправна турбина (также при наличии);
  • неграмотно установленные метки подачи топлива и газораспределения и пр.

Чаще дым серого цвета – это просто ослабленный черный. Проще говоря, он возникает по тем же самым причинам, но не так сильно выраженным.

Причины появления белого дыма

Выхлопные газы светлого, почти белого цвета также могут появляться по разным причинам. Иногда это сизый или светло-синий дым, вызванный разрушением турбины и проникновением масла в выпускной тракт. Эту поломку легко определить по запаху горелого масла.

Ложным белым дымом часто считают пар, вырывающийся из выхлопной трубы клубами в холодное время года. Это испарения воды, которые образуются в процессе сгорания горючего. После полного прогревания самого двигателя и впускного тракта пар остается, но перестает быть видимым. Чтобы проверить это, достаточно поднести руку к отверстию выхлопной трубы – она сразу покроется влагой. Пар мешает диагностировать поломки и настраивать двигатель по цвету выхлопных газов. Для этого необходимо долго прогревать двигатель, а в сильные морозы даже это не помогает.

По-настоящему белый дым появляется, когда в цилиндр проникает охлаждающая жидкость. Это происходит по следующим причинам:

Белый дым
  • некачественные прокладки, установленные во впускном коллекторе;
  • трещина на головке блока;
  • прогоревшая прокладка головки.

Если головка блока треснула, охлаждающая жидкость из двигателя начинает поступать в выхлопную трубу, при этом из-за перегрева поменяв цвет на ржавый. Как поступить в этом случае? Выход один – установить новую головку. Деталь дорогостоящая, поэтому зачастую вместо нее используют «контрактную» головку блока. Это бывшая в употреблении, поэтому более дешевая деталь, в качестве запасной части прибывшая из Японии.

Головку можно и отремонтировать, но тогда ее ресурс будет сильно уменьшен. Прямо в трещине высверливают отверстие и вставляют в него медный стержень. Минус ремонта – блокировка одного водяного канала. Этот метод часто практикуют, когда планируют не использовать автомобиль, а сразу его продать. Срок службы головки блока цилиндров после восстановления – всего несколько месяцев.

Когда появляется сизый или синий дым

Одна из основных причин возникновения выхлопных газов синего оттенка – поздний впрыск топлива, обусловленный естественным износом топливного насоса. Это происходит из-за постоянного трения металлических частей и отсутствия необходимого количества смазки. Если «жирное» горючее еще позволяет деталям снижать степень трения, то зимняя солярка не выполняет этой функции. Соответственно, зимой элементы ТНВД изнашиваются сильнее. Ускоренный износ влечет за собой уменьшение впрыска: горючее не успевает нагреваться, цилиндр перестает выполнять свою задачу. Это вызывает тряску двигателя и выделение сизого дыма, который исчезает только после хорошего прогревания двигателя.

Вторая причина синих выхлопов – низкая компрессия, вызывающая понижение температуры в камерах сгорания. В зимний период часто можно наблюдать картину, когда утром автостоянка заполнена дизельной техникой, вырабатывающей синий дым. Спустя некоторое время он исчезает, так как двигатель прогревается.

Это может произойти и по причине таких мелочей, как неправильно подобранная прокладка головки блока. Если установить прокладку толщиной 1,8 мм вместо требуемой на 1,6 мм, то для правильной работы двигателя также потребуется его полный прогрев. Иначе на холостом ходу его будет трясти, и это прекратится только после разогрева, то есть нескольких километров пробега.

Таким образом, сизые выхлопные газы появляются по двум причинам: из-за позднего впрыска или низкой компрессии. В современных дизельных двигателях эту проблему решают установкой специального устройства, предназначенного для ускорения впрыска топлива. Несмотря на более жесткую работу двигателя, горючее успевает сгореть полностью, не выделяя синего дыма. После прогревания появляется более мягкая и приятная на слух работа двигателя. Но при этом должно хватать топлива, иначе впрыск произойдет позднее и начнется тряска.

По каким причинам топлива может не хватать?

Синий дым
  • Засорение фильтра тонкой очистки.
  • Замусоренная сеточка, установленная на входе перед топливным насосом.
  • Заблокированная сеточка топливного бака.
  • Износ насоса ТНВД.
  • Подсос воздуха во входном тракте.

Чтобы исправить проблему, можно повернуть топливный насос. Тряска прекратится только в том случае, если она появилась из-за позднего впрыска. Если причина в низкой компрессии, то придется ремонтировать цилиндропоршневую группу. Есть еще один выход – замена моторного масла. При положительном результате компрессионные кольца начинают в полной мере выполнять свою функцию.

Как качество масла влияет на работу двигателя

Качество масла меняется в зависимости от пробега автомобиля. Спустя 500 или 1000 км вязкость становится другой, так как основа окисляется и вырабатываются присадки. Получается, что примерно к середине эксплуатационного срока моторное масло перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

На практике это выглядит следующим образом. Зимой японская дизельная техника очень тяжело заводится по утрам. Если измерит компрессию, то она всего 10-12 кг/см². Но после прогревания мотора она увеличивается до 25 кг/см², и даже если двигатель выключить и оставить автомобиль на морозе на весь день, к вечеру параметры почти не изменятся. Когда ночью температура масла снижается, оно застывает, и снова из-за низкой компрессии появляются проблемы с запуском.

Практическим способом удалось выработать порядок действий, который помогает устранить тряску и синий дым, увеличив при этом мощность:

  • запустить двигатель;
  • около минуты прогревать его;
  • нажать на педаль газа несколько раз, увеличивая обороты до 4000 об/мин.

Важно сделать так, чтобы диапазон от 1500 об/мин до 3000 об/мин стрелка тахометра преодолевала с различной скоростью. Для этого каждый раз нужно давить на педаль газа с разной интенсивностью: то резко, то плавно, то очень медленно.

Если тряска и синий дым исчезают, то с впрыском топлива все нормально. Но если и после достижения 4000 об/мин они остаются, либо не хватает топлива, либо ТНВД сильно изношен. Об износе топливного насоса и необходимости его ремонта судят по появлению стружки на выкрученном клапане отсечки. Такой насос лучше поменять, никакой ремонт не поможет. Новый оригинальный ТНВД стоит больше 2 тыс. долларов, поэтому обычно обходятся установкой «контрактного», то есть б/у.

Что делать, если двигатель трясет при 1200 об/мин? Рекомендуем действовать в следующем порядке:

  • Поднять давление.
    Для этого длинный тонкий бородок поставить на заглушку редукционного клапана и слегка постучать по нему молотком. Провалившаяся на 0,1 мм заглушка сожмет пружину, после чего при нажатии на педаль газа в работе мотора должны появиться металлические звуки. Если ничего не поменялось, можно еще немного осадить заглушку. Сильный удар может привести к проваливанию заглушки, тогда клапан придется демонтировать, а заглушку возвращать на прежнее место.
  • Устранить заклинивание плунжера.
    При нормальной работе плунжер редукционного клапана при встряхивании движется и издает звук, похожий на стук. Если стук исчез, нужно разобрать клапан и выбить плунжер вместе с стопорным кольцом. Затем удалить пружину и установить заглушку обратно. Молотком можно отрегулировать давление в насосе. При необходимости процедуру повторяют несколько раз.

У некоторых современных топливных насосов типа VE присутствует прогревное устройство. При его поломке диапазон регулировки снижается. Для починки достаточно уменьшить действие капсулы с помощью регулировочного винта, а в идеале – купить новое прогревное устройство.

Экспериментировать с изменением опережения впрыска топлива рекомендуется в ограниченном диапазоне: от холостого хода примерно до 3000 об/мин. Если обороты выше, следует повернуть корпус насоса, но при этом следует понимать, что увеличение опережения произойдет во всем диапазоне.

Иногда давление скачет по причине засорения фильтра – сеточки, интегрированной в корпус болта. Для регулировки эту сеточку необходимо прочистить методом продува. Снять ее сложно, поэтому чистить нужно на месте установки.

Также необходимо проверить, насколько хорошо работает фильтр тонкой очистки. Для этого канистру с соляркой и подключенной обраткой ставят под капот и подают топливо напрямую в ТНВД. Если мотор работает лучше, причина в забитом фильтре – его просто нужно почистить.

Возможно, правильной работе двигателя мешает подсос воздуха, который поступает в систему, например, через негерметичные места соединения. Проверку проводят подключением прозрачного шланга, через стенки которого хорошо видны пузырьки воздуха. Причиной неисправности может быть задубевший сальник или разбитый подшипник. В результате замены воздух перестанет поступать в магистраль, и работа двигателя наладится.

Синие выхлопные газы при работе двигателя с турбонаддувом могут появиться из-за поломки самой турбины. В этом случае нужно проверить, а при необходимости отремонтировать или заменить уплотнение, колпачки выпускных клапанов или другие вышедшие из строя детали. О положительном результате будет свидетельствовать полное исчезновение синего дыма.

Выберите своего производителя

Скидка для снабженцев предоставляется в индивидуальном порядке. 

Компания возвращает заказчику % от суммы покупки. Этот % просчитываем в индивидуальном порядке.

 

wallet-cons

1. Обработка заявки

Уточняем актуальность заказа, консультируем по характеристикам, предоставляем фото товара с завода, утверждаем стоимость.

wallet-cons

2. Заключение договора

Оформляем договор поставки с указанием наименования агрегата, стоимости, порядка оплаты, сроков и условий доставки.

wallet-cons

3. Заказ на изготовление

Делаем заказ производителю, если товар есть в наличии, сразу отгружаем. Готовый агрегат поступает на склад в Хейхе, клиент получает фотоотчет.

wallet-cons

4. Доставка товара

Выполняем таможенное оформление, отправляем фотоотчет клиенту. Доставляем товар в ТК, накладную передаем клиенту.

Создать запрос
Цена:
ФИО: *
Телефон: *
E-mail:
Комментарий:
Оставить заявку
ФИО: *
Телефон: *
E-mail:
Комментарий: