Аккумуляторные батареи, где пластины изготовлены на свинцовой основе предназначены для зарядки постоянным источником тока. В процессе подзарядки происходит электрохимическая реакция и накапливается электричество. Чтобы зарядить АКБ подойдет любой источник энергии с возможностью регулировки силы тока и напряжения. Зарядное устройство должно выдавать от 14.5 до 16.5V, иначе выполнить зарядку 12-вольтового аккумулятора не получится.
Перед зарядкой необходимо правильно подсоединить провода зарядного устройства, чтобы не спровоцировать короткое замыкание. Положительный кабель соединяется с плюсом аккумулятора (+), отрицательный с минусовой клеммой (-). Можно заряжать батарею в двух режимах:
- При постоянной силе тока.
- При неизменном напряжении.
В обоих вариантах АКБ возьмет свою энергию, что не сказывается на времени зарядки.
Зарядка неизменной силой тока
Чтобы добиться полноценной зарядки аккумулятора на него подается одна десятая часть номинальной емкости, которую он расходует при двадцатичасовой разрядке. Например, батарею 60 А/ч следует заряжать током 6 А. В ходе зарядки силу тока придется неоднократно увеличивать, поскольку показания на зарядном устройстве будут постоянно уменьшаться, что является недостатком этого метода. Желательно обеспечить хорошую вентиляцию в помещении, поскольку при зарядке выделяется огнеопасный водород.
Для уменьшения газообразования и обеспечения нормальной зарядки прибегают к плавному уменьшению силы тока до 3 А. Ток уменьшают, когда батарея зарядится и будет выдавать напряжение 14.4 V, после чего продолжают заряд до начала «кипения» в банках. В необслуживаемых аккумуляторах доступ к банкам отсутствует и процесс образования газов контролировать невозможно, поэтому силу тока повторно снижают до 1.5 А, при этом уровень напряжения увеличивают до 15 V. Батарея считается полностью заряженной, когда показатель напряжения не меняется в течение двух часов и составляет 12.7 V для аккумулятора емкостью 60А/ч.
Зарядка неизменным напряжением
Данный способ основан на показаниях встроенного вольтметра зарядного устройства. Если при суточной зарядке 12-вольтового аккумулятора прибор показывает 14.4 V, то батарея заряжена на 75-85%. При 15 V на 85-90%, при 16 V на 95-97%. Для полной зарядки необходимо подавать 16.4 V на протяжении 20-24 часов.
1В начале зарядки аккумулятора через него может проходить ток в 50 А, что приведет к осыпанию пластин и выходу батареи из строя. Чтобы этого избежать в зарядных устройствах максимальный ток ограничен 20-25 А. Во время зарядки напряжение на клеммах выравнивается с напряжением, выдаваемым зарядным устройством. Сила тока при этом снижается до нуля, что позволяет выполнять зарядку без постоянного контроля человека. Зарядка считается завершенной, если напряжение на клеммах составляет 14.3-14.4 V. На современных зарядных устройствах в этот момент активируется зеленый световой индикатор, фиксирующий окончание зарядки. Практика показывает, что для восстановления емкости батареи до 90-95% надо 24 часа заряжать АКБ напряжением 14.5 V.
Как батарея заряжается на автомобиле
При работе двигателя внутреннего сгорания генератор производит электроэнергию напряжением 13.8-14.3 V, которое поступает на аккумулятор. На таком токе не происходит активное выделение водорода, при этом он полноценно берет зарядку. Зимой при низких температурах в аккумуляторе возрастает внутренне сопротивление, что негативно сказывается на зарядке, в итоге батарея не успевает восстанавливаться после пуска силового агрегата. Усугубляет ситуацию включенное освещение, отопитель и другие потребители энергии, которые разряжают батарею до 70-75%. Именно поэтому в зимнее время рекомендуется заряжать аккумулятор один раз в месяц, чтобы избежать полной разрядки.
Как контролировать плотность электролита
На обслуживаемых батареях она проверяется ареометром, на необслуживаемых аккумуляторах для этой цели установлен специальный датчик. В заряженном АКБ плотность электролита равна 1.27-1,29г/см3. Во время разрядки она плавно снижается. Плотность наполовину разряженной батареи обычно равняется 1.19-1.21 г/см3. Если батарея разряжена полностью, то плотность будет в пределах 1.09-1.11 г/см3. В рабочей батарее плотность электролита должна быть одинаковой во всех банках с погрешностью 0,02 г/см3. Если в одной из банок произошло внутреннее замыкание, то показатель плотности уменьшится на 0.10-0.15 г/см3.
При проверке плотности ареометр необходимо держать вертикально к земле, чтобы поплавок не прикасался к стеклянной трубке. Рекомендуется проводить измерения при температуре 25°C. Если температура выше или ниже, то следует учитывать температурную поправку. Таблицу с поправками можно найти в мануале к аккумулятору или в специальной литературе. Важно регулярно проверять напряжение и состояние электролита. Если ток меньше 12.6 V, а плотность менее 1.24г/см3, то аккумулятор нуждается в подзарядке.
Вам может быть интересно: