В последнее время дизельные двигатели с системой впрыска Common Rail занимают все более обширный сегмент автомобильного рынка России; соответственно, стремительно растет и спрос на профессиональный ремонт таких форсунок. От чего зависит ремонтопригодность топливных инжекторов «Коммон Рэйл», как различить ситуации, когда форсунки надо ремонтировать, а когда – менять? Попробуем разобраться.
Первое и главное: ремонт инжекторов Common Rail – сложная высокотехнологичная процедура, одна из самых ответственных в сфере автомобильного сервиса. Чтобы качественно выполнить работы, необходимо специализированное оборудование для диагностики и регулировки, грамотные обученные мастера. Все это требует крупных финансовых расходов со стороны СТО; неудивительно, что цены на такую услугу отнюдь не низкие, и перед принятием решения – платить за ремонт или заказывать новые форсунки – следует скрупулезно взвесить все за и против.
Высокая стоимость ремонтных услуг порождает специфический обман клиентов в недобросовестных автосервисах: «специалисты» настоятельно рекомендуют отремонтировать инжекторы, которые на самом деле требуют замены; владелец дизельного мотора в итоге получает якобы работоспособные детали, но всего через несколько тысяч километров пробега система впрыска вновь отказывает. Чтобы такого не произошло, обращаться для ремонта форсунок «Коммон Рэйл» следует только в проверенные СТО с безукоризненной репутацией, иначе есть большой шанс вместо исправного двигателя получить неприятности и зря потратить деньги.
Основными производителями форсунок Common Rail, представленных на авторынке России, являются компании Bosch, Delphi и Denso. Иногда встречается и продукция Siemens, в том числе Pezo Siemens, но в гораздо меньшем количестве. Именно брэнд – важнейший фактор, определяющий пригодность инжекторов к ремонту.
Common Rail Bosch
Под брендом Bosch выпускаются наиболее востребованные среди россиян форсунки «Коммон Рэйл», они же обладают самой высокой ремонтопригодностью. В отличие от продукции конкурирующих фирм, вышедшие из строя инжекторы Bosch обычно можно восстановить до исходной работоспособности, а цена услуги значительно ниже, чем покупка новой детали.
Чаще всего у форсунок Bosch ломаются следующие элементы:
- Шток с седлом мультипликатора. В ходе работы первым разбивается седло, которое можно попытаться отремонтировать. Износ штока происходит значительно медленней, но если он достиг критической величины, дешевле будет поменять мультипликатор целиком.
- Распылитель. Производитель гарантирует, что эта деталь выдержит не менее 100 000 км пробега – но, разумеется, в условиях Европы, а не России. Увы, при российском качестве дизельного топлива распылитель порой выходит из строя уже после 20-30 000 пробега, но если проблема вовремя обнаружена, ее решает очистка форсунки ультразвуковым излучением.
Многие неисправности инжекторов этой марки устраняются не ремонтом (сам производитель рекомендует немедленно менять форсунки при любой поломке), а регулировкой с использованием прецизионного оборудования. Как правило, работу выполняют специалисты, прошедшие обучение технологиям Bosch – только им под силу установить ход электромагнита и шарика так, чтобы погрешность не превышала тысячной доли миллиметра.
Common Rail Delphi
Несмотря на то, что форсунки Common Rail Delphi разбираются без особых проблем, их конструкция весьма сложна, а ремонту подлежат всего два элемента:
- Микроклапан – базовая рабочая деталь инжектора, при движении вверх-вниз открывающая и закрывающая канал поступления топлива. В ходе работы изнашивается напыление, изменяется точнейшая начальная геометрия посадочного места; микроклапан подклинивает, форсунка функционирует все хуже, дизельное топливо попадает в цилиндры, не распыляясь, или вообще уходит в «обратку». В этом случае клапан надо менять, что обойдется вдвое дешевле, чем приобретение новой форсунки.
- Вышедший из строя распылитель форсунки Common Rail Delphi проще заменить, это делается легко и быстро; но иногда для практически полного восстановления хватает ультразвуковой чистки.
Система впрыска от производителя Delphi не столь популярна в России, как изделия Bosch, что влечет за собой серьезный минус: в поставках запчастей часто случаются перебои, и из-за ожидания ремонт может затянуться на неделю-две, а то и месяц.
Common Rail Denso
Еще не так давно инжекторами Denso оборудовались почти исключительно автомобили производства Кореи и Японии, но сейчас такие форсунки все чаще ставят и на европейские дизельные движки. К сожалению, пригодность форсунок Common Rail Denso к ремонту весьма низкая, в силу ряда факторов:
- Фирма-производитель не поставляет на рынок запчастей; если, к примеру, износится шарик на конце клапана, заменить его будет очень сложно.
- Самостоятельно демонтировать и собрать инжектор не представляется возможным, так как эти операции требуют специальных инструментов.
- Форсунки «Коммон Рэйл» мало отремонтировать, им требуется точная регулировка – а для этого необходим специальный регулировочный стенд.
Так что ремонтные работы, по сути, сводятся к тому, что из двух или нескольких б/у форсунок с разными исправными элементами (клапаном, распылителем) собирается одна работоспособная.
Возможен ли ремонт форсунок Piezo?
На сегодняшний день – нет, невозможен. Форсунки Common Rail, где электромагнит заменен наглухо впаянным в корпус пьезокристаллом, производятся под брендами Bosch и Siemens; это инновационный вид инжекторов с очень длительным сроком эксплуатации.
При условии, что в бак автомобиля заливается высококачественное дизтопливо, форсунка Piezo Bosch или Pezo Siemens способна прослужить столько же, сколько и транспортное средство. Но чистое дизельное топливо в России – большая редкость. Низкопробные фильтры очистки, дополнительное загрязнение в никогда не моющихся танках на АЗС, замена без всякого регламента приводят к тому, что качество дизтопливо резко ухудшается. А инжекторы с пьезокристаллами не выносят даже малейшей грязи: на рабочей поверхности форсунки образуются задиры, очень быстро изнашивается клапан, форсунка спускает топливо и не держит давление. Конечно, на приемистость и стабильную работу двигателя при этом рассчитывать не стоит.
Итак, выводы очевидны. Чтобы принять решение, какой шаг будет более правильным – замена или ремонт дизельной форсунки Common Rail, – обратите внимание на бренд. Инжекторы Bosch в 90% случаев подлежат восстановлению; Delphi также можно отремонтировать, надо только запастись терпением в ожидании поставки деталей; Denso для коммерческого транспорта дешевле заменить новыми. Что касается форсунок с пьезокристаллами, пока практикуется только замена, хотя не исключено, что в ближайшем будущем и для Piezo появятся технологии ремонта и реставрации.